суббота, 20 июля 2013 г.

Достопримечательности Феодосии

До приезда я немного знал о Феодосии:  город был основан греческими колонистами ещё в VI веке до н. э., в средние века генуэзцами назывался Кафой и здесь был один из самых крупных невольничьих рынков. В городе находится порт и чуть ли не по пляжу здесь ходят поезда :)

Вооружившись художественной картой города, я отправился изучать местные достопримечательности. Сначала несколько вечерних фото с набережной, сделанных в первый день.


3. Феодосийский морской торговый порт


4. Феодосийский морской торговый порт

5.

6. Набережная вечером


7. Набережная утром


8. Отель "Алые паруса"

9.
10.
11.
12.

13. Водонапорная башня кошка-чокракского водопровода "Белый бассейн" - памятник промышленной архитектуры начала 20-го века.


14. Памятник Святому апостолу Андрею Первозванному открыт в 2006 году в сквере у Казанского собора. По преданию, апостол проповедовал слово Христово на крымской земле. Трехметровая фигура апостола и четырехметровый крест выполнены скульптором Валерием Замеховским из красного гранита. 


15.  Церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери

В 1837 году староста Казанского собора в Санкт-Петербурге граф Н. Ф. Грейден пожертвовал в пользу Топловского Свято-Параскевовского монастыря свою дачу «Кафа», расположенную в Феодосии. Единственным условием жертвователя было то, чтобы эта дача именовалась Казанским подворьем Топловского монастыря и чтобы на этом подворье была устроена церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери.


16. Первоначально на подворье был построен деревянный храм Святого Пантейлемона Целителя (1891), а в 1907 году по проекту архитектора Т. Л. Кейля вместо деревянной церкви был воздвигнут каменный собор Казанской иконы Божьей Матери.


17. Деньги на строительство собора практически полностью были собраны самими жителями Феодосии. После революции храм был разграблен и долгое время пустовал. Богослужения в главном соборе Феодосии были возобновлены во время Великой Отечественной войны и с тех пор не прекращались. 


18. В 60-е годы архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий), причисленный церковью к лику святых, принял самое деятельное участие в реставрационных работах внутри собора. Сегодня Казанский собор является самым посещаемым православным храмом Феодосии. 

19.

20. Кинотеатр Украина

21.
22.

23. Памятник жертвам Чернобыля


24. Дача Стамболи появилась в Феодосии в 1914 году. До 1917 года она находилась во владении табачного фабриканта Стамболи, а в настоящее время вмещает в себя санаторий «Восход».

По имеющимся данным, создателем образа усадьбы может быть специально приглашенный архитектор Отто Вагнер из Австрии или петербургский архитектор Оскар Эмильевич Вегенер.


25.  Дача Стамболи представляет собой ассиметричную композицию двухэтажных объемов, завершающихся куполами. Причудливость строения подчеркивается арочными галереями и четырехъярусной башней, удачно сочетающимися с мавританскими мотивами оформления здания.


25. Фонтан И. К. Айвазовского выполнен по проекту (и на средства) самого художника  12 сентября 1887 года. Внешне фонтан – это прямоугольное сооружение, с навесами от крыши, оформленное в восточном стиле. Материалом для строительства послужил камень- ракушечник.  

Отсутствие воды было одной из основных проблем Феодосии и в фонтан И. К. Айвазовского она поступает из источника Су-Баш, расположенного в имении самого художника, по водопроводу, построенному в 1888 году.


26. В 1993 году была завершена реконструкция фонтана, ставшего памятником архитектуры. В 2006 году была установлена подсветка, а также озвучены планы сделать фонтан цветомузыкальным.


27. Башня Константина – элемент фортификационных сооружений средневековой Феодосии. Ее появление в конце XIV века было обусловлено необходимостью защиты города от набегов со стороны моря. В настоящее время башня Константина имеет всего три стены и открывается внутрь крепости. Некоторые исследователи полагают, что такова была и задумка строителей – чтобы башня не могла стать ловушкой для воинов в случае захвата крепости.

Толщина стен башни святого Константина у основания достигает 2-х метров, а также имеет утолщения – контрфорсы, которые не только придавали дополнительную прочность сооружению, но и защищали от разрушительной силы моря (поскольку раньше оно доходило до самой крепости).


28. После захвата Кафы турками в 1475 году, к башне Константина пристроили еще одно каменное укрепление – турецкий Бастион (чтобы защитить самое слабо место обороны крепости). 

В 1914 году приглашенные из Италии мастера провели реставрационные работы, так были восстановлены каменные зубцы башни, а само сооружение стало символом Феодосии.


29. Памятник А.С. Пушкину


30. Здание железнодорожного вокзала

31.
32.

33. Феодосийская национальная картинная галерея им. И.К. Айвазовского - один из старейших художественных музеев Украины, уникальный, всемирно известный музей маринистической живописи, первый на территории Украины публичный музей.

Экспозиционные залы Феодосийской национальной картинной галереи им. И.К. Айвазовского расположены в здании, где прошли жизнь и творчество выдающегося мариниста И.К. Айвазовского (1817 - 1900).


34. Здесь хранится единственное в мире по своей полноте собрание маринистической живописи (более 12 тысяч единиц хранения), самая большая в мире коллекция произведений И.К. Айвазовского (417 работ), которая составлена так, чтобы можно было проследить все этапы 63-летнего творческого пути непревзойдённого мариниста. Во второй часть экспозиции галереи представлены произведения западноевропейских мастеров XV - XX вв., значительная коллекция произведений художников "серебряного века" К.Ф. Богаевского, М.П. Латри, М.А. Волошина, большая коллекция произведений современных художников. 



35. В центре города, на набережной, ныне носящей имя художника, в 1930 г. был установлен памятник И.К. Айвазовскому. Его авторы скульптор И.Я Гинцбург, архитектор П.И. Голландский, мастер-каменщик Фока Яни. Художник изображен сидящим с палитрой и кистью в руках и смотрящим вдаль на море. На пьедестале лаконичная надпись: "Феодосия – Айвазовскому".

36.
37.

38. Насосная станция возле ЖД вокзала

39.

40. Феодосийский краеведческий музей был открыт 13 мая 1811 г, как Феодосийский музей древностей. Основателем одного из старейших музеев Европы стал Феодосийский градоначальник С. М. Броневский. 

В стенах музея велась значительная исследовательская, собирательская деятельность, популяризация знаний о Крыме. Экспозиции Краеведческого музея с 1987 г. размещены в отдельном здании, памятнике архитектуры второй и половины XIX в. В музейном собрании отражены особенности природы юго-восточной части Крымского полуострова, история и культура нардов Крыма, прошлое и настоящее Феодосии, горда ХХV веков.


41. Наиболее значительную часть фондов составляют археологические коллекции. В научной библиотеке имеются редкие издания ХVIII - начала XX в. на русском, французском, немецком, итальянском и других языках. В настоящее время открыты для посещения пять экспозиционных разделов и выставочные залы. Часть богатой лапидарной коллекции экспонируется в специально оборудованном дворике феодосийского краеведческого музея. 


42. Старинный парусный корабль в центре Феодосии хранит в себе тайны известного писателя. Экспозиция музея посвящена жизни и творчеству Александра Грина. Музей А. Грина расположен в Феодосии, в доме с необычным внутренним убранством и внешним оформлением.


Кроме основных трёх есть ещё такие музеи:
Музей дельтапланеризма — единственный в Европе;
Музей Марины и Анастасии Цветаевых г. Феодосия;
Народный музей скульптора В. И. Мухиной;
Феодосийский музей денег.

43.

44. Указ о награждении Феодосии орденом Великой Отечественной войны I степени

45.
46.

47. Здание Укртелекома


48. Контр-адмирал 1864 г. Соковнин, Николай Михайлович (1811—1894) — русский военный моряк, изобретатель в области воздухоплавания, вице-адмирал.

По окончании в 1830 Морского кадетского корпуса в Кронштадте служил на Черноморском флоте; участвовал в обороне Севастополя 1854 — 1855 годов. В 1859 — 1867 годах был комендантом Феодосийского военного порта. С 1882 года работал в Морском министерстве.


49. Изучая полет птиц, установил зависимость между их весом и площадью крыльев. В 1866 году разработал проект управляемого аэростата-дирижабля с реактивным двигателем, действующим реакцией струи сжатого воздуха.

Соковнин Николай Михайлович сформулировал требования к аэродинамическим качествам дирижабля и впервые ввел плоскостной руль высоты.



50. Памятник-фонтан «Доброму гению» был открыт в городском саду Феодосии в 2004 году. Фонтан установлен ко дню города в память о выдающемся русском художнике-маринисте Иване Константиновиче Айвазовском, который многое сделал для родного города.

Увенчивает композицию аркада с надписью «Великому Айвазовскому и ученикам его благодарная Феодосия» и фамилиями по сторонам: Фесслер, Латри, Ганзен, Лагорио.


51. Автор нового памятника — феодосийский скульптор Валерий Замеховский.

52.

53. Армянскую церковь Св. Архангелов Михаила и Гавриила в Феодосии возвели в 1408 году, используя в качестве материала распространенный в Крыму бутовый камень, местами тесанный. Снаружи стены храма оштукатурены раствором из цемянки. 



54. Церковь Архангелов Михаила и Гавриила построена в духе армянской культовой архитектуры XII века. У северной стороны располагается шестигранная звонница, декорированная резьбой по камню. Здание напоминает сооружения вблизи Еревана, в Птгни.


55. В феодосии недалеко от входа в храм Святого Сергия находится могила И. К. Айвазовского. 


56.  В 1903 году вдова Айвазовского Анна Никитична Саркисова воздвигла мраморное надгробие.


57.   На саркофаге из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Биоджоли, выбита надпись на армянском языке: "Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память».


58. Армянская церковь Сергия (Саркиса) в Феодосии относится к памятникам архитектуры XIV-XV вв. Здание неоднократно перестраивалось и отличается оригинальностью планировки, а также интересным объемно-пространственным решением. Центральная часть здания с тремя полукруглыми апсидами находится под полуциркульным сводом на подпружных арках. Стены храма сложены из блоков местного известняка, а также мраморных плит («хачкары»).

Интерьер церкви Сергия (Саркиса) был расписан орнаментами в технике фрески (сохранились фрагменты).



59. Генуэзская крепость в Феодосии - средневековые укрепления, построенные Генуэзской республикой в XIV в. для обороны своего крупнейшего владения в Крыму - Каффы. Расположена на берегу Феодосийской залива в южной части города. Остатки генуэзской крепости являются историко-архитектурным заповедником.

Крепость имела две линии укреплений: цитадель и внешнюю часть. Цитадель была возведена в 1340-1343 гг. вокруг Карантинного холма, на крутых в сторону моря склонах, которые могли служить первичной преградой для врагов, достраивалась ещё в течение десяти лет. Цитадель построена из известняка на известковом растворе с тщательной затертыми швами.

Строительные материалы для крепости добывались обычно в местах выхода на поверхность скальных пород на склонах окружающих гор или из дна моря. Длина стен цитадели составляла 718 м, из которых сохранились 469 м. Стены достигали по высоте 11 м и 2 м в ширину.


60. Периметр наружной крепости составлял почти 5,5 км и включал в себя более 30 башен. Под крепостными стенами пролегал глубокий ров, наполненный водой, служивший как оборонительное сооружение и как канал для отвода ливневых стоков в море. В плане городская крепость напоминала амфитеатр, сценой которого выступала Феодосийская бухта.


В цитадели размещались консульский дворец, казначейство, резиденция латинского епископа, здание суда с балконом для объявления консульских постановлений, конторы для проверки весов, склады и магазины особенно ценных товаров - драгоценных камней, меха, шелков.

На территории цитадели также сохранились мост, турецкие бани и несколько церквей.


61. От дачи Стамболи к генуэзской крепости ездят электрокары, 25 грн с человека


62.  В XIX в. большинство сооружений были разобраны. До настоящего времени сохранилась южная стена цитадели с двумя башнями (башня Святого Климента и башня Криско), часть западной стены, пилоны ворот, несколько башен в разных частях города (Доковая, Константина, круглая).


63. Башня Криско, вид изнутри


64. Башня Святого Климента


65. Храм Иоанна Предтечи в Феодосии является одной из наиболее древних церквей, сохранившихся на территории Крыма. Его возведение, с характерным для армянских церквей архитектурным обликом, относят к XIII-XIV векам.


66. Храм Иоанна Предтечи представляет собой квадратное в плане здание, которое венчает восьмигранный барабан с окнами-бойницами и куполом. Главный зал раньше был украшен каменными статуями Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца и расписан оригинальными фресками, но до наших дней сохранились лишь фрагменты фресок, а фигуры святых исчезли. Со стороны основного входа, уже после завершения храма, пристроили помещение.


67. С приходом в Кафу турок в 1475 году храм Иоанна Предтечи был переименован в Карантинную церковь и заброшен. Лишь в 1875 году храм был вновь освящен и получил имя в память Иверской иконы Божией Матери.

После окончания полноценной реставрации в 1996 году  феодосийский храм Иоанна Предтечи, освященный в память Иверской иконы Божией Матери, передали православной церкви.



68. Церковь Иоанна Богослова, относящаяся к строениям Генуэзской крепости (Карантин) в Феодосии, по существующим данным была сооружена в ХIV-ХV веках. Храм является армянским культовым строением и создан в духе аналогичных церквей на территории Армении и Крыма. 

Церковь Иоанна Богослова не отличается значительным количеством декоративных элементов – они сохранились лишь над дверью внутреннего дворика (орнамент, кресты). Благодаря своеобразной архитектуре, храм Иоанна Богослова обладает очень хорошей акустикой.


69. К церкви Иоанна Богослова примыкают остатки еще более древнего храма, а также небольшой внутренний дворик, в котором располагаются полуразрушенные колонны.

В ходе своей истории, храм носил имя Св. Иоанна Евангелиста, а в настоящее время закрыт для свободного посещения.


70.

71. Доковая башня, относящаяся к строениям Генуэзской крепости, была возведена в XIV веке и ее назначением стала не только защитная, но судостроительная функция. Об этом свидетельствует архитектура здания, в частности, коробовый свод и вход с земли. 


72.  Несмотря на то, что доковая башня омывается морем и стоит на песке, она хорошо сохранилась, поскольку ее основание заполнено глиной, придающей зданию «эффект поплавка».


73. Памятник Афанасию Никитину



74. Почти наверняка можно утверждать, что средневековая Кафа (Феодосия) является родиной всемирно известного теперь географического шедевра - книги "Хожение за три моря". 


75.  Свято-Екатерининская церковь  была заложена 21 апреля 1892 года, в день рождения императрицы Екатерины II

Входом в неё служит портик с небольшой звонницей, украшенной невысокими, расширенными посередине, колоннами. Над церковью возвышаются пять небольших куполов, окрашенных в синий цвет и усыпанных звёздами. Кокошники разных размеров украшены резным узором.


76.  В основе её плана — греческий крест, стены на высоком цоколе по углам разделены колоннами. Обрамленный портиком вход расположен на западной стороне, над входом — изящная звонница. Верх здания опоясан системой кокошников, а купол составлен из пяти небольших куполов.


77. В 2002 году был начат капитальный ремонт церкви, который плавно перешел в строительство других объектов. Был построен целый комплекс, включающий в себя помещения для воскресной школы, методического кабинета, библиотеки и гостиницы. 


78. Рядом с церковью находятся Феодосийский автовокзал и железнодорожная станция Айвазовская.


При подготовке использованы материалы следующих источников:
Крымский архитектурный портал
http://www.virtual.crimea.ua/ru/sightseeing/pheodosia.html
http://crimea.nezabarom.ua/feodosiya/Dostoprimechatelnosti/
http://kimmeria.com/kimmeria/feodosiya/history_monument_main.htm

4 комментария:

Helga комментирует...

Вот это фотоотчет! Очень красиво и познавательно. Была в Феодосии 3 года назад, всего полдня. Поняла, что нужно ехать снова, так как многое осталось неувиденным (

Dmitry Berin комментирует...

Helga, спасибо! Основные фотографии сделаны в течение двух часов, поэтому без внимания осталось пара мечетей, несколько церквей, музеи тоже остались на следующий раз. А вообще, очень помогла художественная карта города!

Helga комментирует...

Мы заходили там только в музей денег, очень интересно было, но для фотографирования условия плохие

Анонимный комментирует...

http://sv.leleko.ru/2009/12/15/o-sudbe-citadeli-genuezskoj-kreposti/

Отправить комментарий